Кто останется в телеэфире? Точка зрения журналиста Павла Шеремета

Дорога ложка к обеду. Хотел высказаться по поводу "КоммерсантЪ-ТВ" после закрытия телеканала, но не успел. Теперь покинул свой пост главный редактор "КоммерсантЪ-ФМ" Дмитрий Солопов, на одну историю наложилась другая и все смешалось.

Дмитрий Солопов - очень симпатичный и толковый человек. Я с ним познакомился пару лет назад, когда он начал создавать радиостанцию в "Коммерсанте". Он вальяжный, небритый, легко идет на контакт и также легко фильтрует м**аков. Он ведет себя аккуратно, но свободно, не прикидывается интеллектуалом и виртуозно владеет ненормативной лексикой, не стесняется употреблять слова "жопа" при дамах. Короче, он мне нравится.

Месяц назад я прочитал книгу "Хулиганы в бизнесе". Книга о том, как три парня:

- Даниил Купсин — предприниматель. Бывший генеральный директор управляющей компании «Объединенные медиа»;

- Егор Альтман — предприниматель, основатель и совладелец рекламного агентства «Идальго»;

- Дмитрий Солопов — совладелец рекламного агентства «Идальго», - создали первую радиостанцию деловых новостей Бизнес-ФМ.

Книга интересная, почти откровенная, и я ее всем начинающим медиа-менеждерам рекомендую. После прочтения книги я понял, что Солопов в нашем деле - крутой.

Первое, по поводу его ухода с радиостанции. Это политика и результат цензуры? Уверен, это его реакция на новые правила игры, которые стали навязываться ИД "Коммерсанту" примерно с осени 2011 года. Солопов - не революционер, не борец за свободу, не демшиза и не либераст, но он - человек самодостаточный, отвязанный, с трудом идет на компромиссы, особенно когда считает эти компромиссы дурацкими, а тех, кто их навязывает, м**аками. На него давили несколько месяцев, требуя соблюдать политическое здравомыслие, он терпел, потом терпение закончилось.

Уверен, никаких политических заявлений он делать не будет, срывать маски тоже. Он давно, я так понял, считает себя не журналистом, а рациональномыслящим менеджером. Столкнувшись с такими же холодными менеджерами, пришедшими в "Коммерс", Солопов предпочел уйти от открытой войны.

Умрет ли созданная им радиостанция? Мне кажется, что нет, потому что радио "Коммерсанта" - удачный продукт, приносящий прибыль. Убивать эту радиостанцию - верх глупости даже для холодных менеджеров.

Совсем другая история с "КоммерсантЪ-ТВ".

Вторая часть моего текста адресована сугубо профессиональной тусовке в качестве продолжения дискуссии о "гребаной цепочке" отставок в российских медиа.

Я уже писал, что Дмитрий Солопов создал отличную радиостанцию "Бизнес-ФМ". Это подробно расписано в толковой и полезной книге "Хулиганы в бизнесе". Я точно знаю, что Солопов может создать сейчас любую радиостанцию. До этого он с партнером сделал рекламное агентство "Идальго". Не сомневаюсь, он может создать еще несколько успешных рекламных агентств. Означает ли это, что Солопов безусловный эксперт в создании телеканалов? Нет, конечно.

В той же книге "Хулиганы в бизнесе" парни честно рассказывают о том, что у них не получилось - почему умерла газета, что с сайтом и почему не сделали ТВ.

Солопов надеялся не повторить эти ошибки в "Коммерсанте". Не получилось.

Популярные идеи про конвергентные редакции, когда один журналист и пишет, и снимает, и фотографирует и может даже спеть, играют с редакциями злую шутку. Вроде, все сделано по законам новых медиа, а не работает.

Я называют это проклятием интернета.

Стремительное развитие технологий резко снижает порог входа на тот или иной сегмент медийного пространства. Не надо вкладывать в железо миллионы, достаточно - десятки тысяч.

Придумали, казалось, удачный формат для ТВ: статичные картинки (из фотослужбы ИД "КоммерсантЪ"), новости газеты и голоса радио. И классный слоган - "Смотри, не слушая, слушай - не смотря".

Я решил, что это недоразумение или сделано специально для раскачки, но проходил месяц за месяцем, и ничего в эфире "КоммерсантЪ-ТВ" не менялось. Не появились ведущие, с которыми хочется поговорить и которых хочется послушать, не появились программы, которые можно было порекомендовать друзьям.

При всей универсальности новых медиа остаются серьезные жанровые отличия между радио и ТВ, между ТВ и газетой и информационным сайтом. Не достаточно только транслировать деловые новости, делать видео-дайджест газеты. Законы восприятия аудиовизуальной информации никто не отменял, даже если вы смотрите видео на компьютере, а не по телевизору. Никто не отменял необходимость вкладываться в людей на ТВ - рассказчиков, которых иногда просто хочется послушать, невзирая на то, что они рассказывают. Мучительная проблема актуальных телеформатов не решается радикальным их отрицание и переносом интернет подачи на ТВ. Ничего этого сделано не было. Кажется, показали отличный документальный фильм Веры Кричевской о мега-проекте "Гражданин проект". Но это не самый удачных ход, учитывая политическую обстановку - не то время для провокаций и смелых художественных экспериментов.

Итог - у канала не появилась критическая масса зрителей, которая бы потянула за собой рекламодателя. На конкурентный рынок делового ТВ нельзя выходить с полуфабрикатом. Поэтому "холодные менеджеры" предпочли при прочих равных условиях просто убить канал, который не приносил ни славы, ни денег.

Возможно, со временем "КоммерсантЪ-ТВ" изменился бы, но у владельцев не хватило терпения в ситуации растущих политических рисков.

Хулиганы в бизнесе могут добиться больших успехов, хулиганство как синоним бесстрашия - одно из условий успешного предпринимательства. Одно из условий, но не исключительное.

Хотя и холодным менеждерам следует помнить, что главное в медиа- это контент, и за политическую лояльность читатель платить не будет. "Тише едешь, дальше будешь" - это не про медиа, это про безопасность дорожного движения.

PS. Дима, в любом случае тебе - респект и уважуха.

Источник