В 2015 году рынок медиа накроет волна массовых сокращений и закрытий

В 2015 году рынок медиа накроет волна массовых сокращений и закрытий

Сложная и непредсказуемая экономическая ситуация уже начала отражаться на медиарынке. Значительное сокращение штата сотрудников совсем скоро предстоит на телеканале LifeNews холдинга NewsMedia. Эта информация просочилась накануне в СМИ. Арам Габрелянов не ответил на звонки и СМС редакции ЖурДома с вопросом о грядущих кадровых решениях. Информацию подтвердил главный редактор канала LifeNews  Анатолий Сулейманов, написав в Твиттере сообщение:

«Было 480 человек, к 1 января будет - 410. Я про Лайф».

В пресс-службе холдинга данное решение назвали  «оптимизацией технологических процессов».

Алена Владимирская, блогер и основатель хантингового агентства PRUFFI, отметила в своей записи на Facebook, что сокращения в кризис напоминают волны при наводнении. Они вычисляемы и, в принципе, заранее можно предугадать какой силы и когда они случатся. Она признала, что первая волна, которая уже началась,  начнет сметать журналистов, банкиров,  рекламщиков и сотрудников сырьевых компаний.

Наряду с сокращениями в LifeNews стало также понятно, что  телеканал Russia Today совсем скоро испытает серьезные финансовые проблемы, связанные с крайней нестабильностью курса валют. Так как субсидия, утвержденная для канала АНО «ТВ-Новости» в сумме 15,38 млрд. рублей при нехитром подсчете с учетом разницы курса валюты на момент утверждения бюджета и на сегодняшний день сократилась практически в два раза – с 404 млн. долларов до 226 млн. долларов.   Журналист Максим Кашулинский об этом написал в Твиттер:

«Не знаю, как там Лайфньюз, но, вот, у Russia Today основные расходы – в валюте. А финансирование – в рублях. Как они выживут?».

Его слова подтвердила главный редактор RT Маргарита Симоньян.

ЖурДому Владимирская также сообщила, что помимо известий о LifeNews сейчас активно ходят слухи о сокращениях на ВГТРК.

Однако, если каналы, близкие к Кремлю, вероятно, будут иметь шанс решить данную проблему, то для некоторых СМИ кризис может оказаться губительным. Мы опросили некоторых руководителей крупных федеральных СМИ на предмет того, как сейчас идут дела в их редакциях и  каким образом они планируют пережить очередной экономический кризис. Однако, по мнению Александра Горшкова, главного редактора «Фонтанки.ру», любой человек,  имеющий отношение к бизнесу увидит относительно четкую картину не ранее, чем в феврале.

Александр Горшков, главный редактор, «Фонтанка.ру»:

«Мы работаем в рамках бизнес-плана на следующий год. Пока у нас нет причин заниматься его корректировкой. Я думаю, что любой человек имеющий отношение к бизнесу, неважно это медийный бизнес или производство обуви, будет понимать ситуацию где-нибудь к середине февраля грядущего года. Для СМИ кризис,  как любые другие события, затрагивающие наших читателей и пользователей,  это время не расслабляться, а выдавать больше продукта, который мы производим, в нашем случае - новости. Тот, кто выдаст лучший продукт, лучше переживет и тяжелые годы. Атмосфера в редакции очень бодрая. У нас народ работает по 12 часов и по ночам тоже. Потому что для многих это первый кризис в их творческой биографии и есть возможность проявить себя.
Что касается повышения зарплат, то было бы чересчур оптимистично это планировать. Мы не планируем их  сокращение и по нынешним временам это позитивная информация».

Павел Гусев, главный редактор, «Московский Комсомолец»:

«Внутреннее чувство удручающее. Газета работает, и у нас пока нет прямой зависимости от евро и доллара, т.к. варьируем в российских рулях. Есть определенные повышения цен, но  все в пределах разумного. Сокращать никого не собираемся, потому что в конце прошлого года мы уже оптимизировали свои кадровые ресурсы, производство и структуру редакции. Было определенное сокращение, но это было в прошлом году. Сейчас пока ни одного работника не сократили. Более того на этой неделе двух человек взяли. Но, конечно, все будет зависеть от дальнейшего развития событий в стране и инфляционных процессов.  Мы понимаем, что будут трудности и сложности. Уже предупредили своих сотрудников, что никакого роста зарплаты не предвидится по крайней мере первые полгода.  Что будет дальше, будет зависеть от экономической ситуации в стране».

Владимир Сунгоркин, главный редактор, «Комсомольская Правда»:

"Мы к кризису готовились заранее. В частности, в сентябре был закрыт телеканал «Комсомольская правда» в связи с принятием закона о рекламе на кабельных каналах. Также в октябре-ноябре  были проведены максимально возможные кадровые сокращения в Москве и регионах.   Было сокращено порядка 10% сотрудников. Сейчас мы готовим очередные антикризисные меры, где будем пытаться объединить управления некоторых региональных предприятий. Главное же направление - сокращение сотрудников и лишних расходов. Согласно планируемому бюджету на 2015 год, грядущий год прибыльным не будет, но окажется с минимальной убыточностью - на уровне 5% от бюджета.

Настроения в коллективе конечно небезмятежные. Но у нас есть хороший опыт прохождения через кризис. Ситуация пока схожа с 2008 годом. Но, судя по тому, что сейчас происходит, боюсь, что будет тяжелее. Неизвестно какие будут цены, какая будет инфляция. У нас есть привязанные к валюте расходы. Так, в десяти наших типографиях в валюте закупаются пластины,  краски, мелованная бумага. Поэтому мы с некоторым изумлением наблюдаем за скачками евро. Сокращение тиражей пока не планируем. Это зависит от поведения потребителей. Исходим из того, что газеты и журналы не самый дорогой продукт. Тем не менее, закладываем порядка 8 процентов сокращений доходов».

Как видно, руководители СМИ оценивают сегодняшнюю ситуацию с оговоркой «пока», что абсолютно понятно. Мы поговорили с Аленой Владимирской о том, какие перспективы сулят рынку медиа и его участникам, а также, кто «выживет» и будет востребован в грядущем году.

Владимирская, как уже упоминалось выше, прогнозирует  массовые сокращения в медиа, которые коснуться не только частных, но и государственных СМИ. Еще одна возможность сокращения «дублирующего» штата обеспечится за счет слияния медиа.  Сокращение медийных бюджетов, по ее мнению, спровоцирует срочный поиск иных моделей монетизации.

«В связи с этим будут востребованы те профессионалы, которые смогут обеспечить медиа  иные (сервисные) бюджеты. В частности,  для медиа сейчас привлекательны люди из он-лайн игр и из е-коммерса. Также в рамках этого тренда медиа будут привлекаться (покупаться) е-коммерс стартапы, расплачиваясь трафиком (пользователями) - модель медиа аквити», - рассказывает хедхантер.

Поэтому наиболее востребованными становятся уже сейчас и будут в 2015 году, по мнению Алены Владимирской, это  «продажники» и бизнес девелоперы, "монетизаторы", привлекающие и реализующие другие модели привлечения денег (Прим.:  немедийная реклама), GR специалисты, способные реально привлекать государственные и венчурные деньги, а также программисты, так как медиа  все активнее уходит в интернет.

 Говоря о прогнозах для рынка медиа на 2015 года, она также признает, что год предстоит очень сложный.

«Значительно упадут медийные рекламные доходы, поэтому медиа будет активно сокращать людей и одновременно активно искать новые варианты монетизации. Будет много слияний, будут закрытия. Одновременно будут появляться новые медиа, как всегда бывает в кризис», - подчеркивает Алена Владимирская.

Оксана Солодовникова