Герман Греф и реформа «Сбербанка»

Сбербанк России нельзя назвать обычным банком для россиян, точно так же как корпорацию Microsoft нельзя назвать обычным производителем операционных систем. И в том, и в другом случае мы говорим о компании, которая является нарицательным для своей отрасли. Говорим «операционная система» – в 90% случаев подразумеваем Windows, говорим «банк» – в 90% подразумеваем «Сбербанк».

Разумеется, такие гиганты всегда склонны к некоторой инертности и даже заскорузлости. Компанию, штат которой состоит из 30 человек реформировать не сложно, но если сотрудников больше 300 000? Но когда реформы назрели и откладывать их невозможно, нужна предпринимательская или скорее даже политическая воля для их осуществления. А значит нужен человек, который не испугается гигантского как внешнего (со стороны клиентов и неравнодушной общественности), так и внутреннего (со стороны сотрудников и акционеров) давления и проведет необходимые реформы.

В Сбербанке такой человек нашелся в лице Грефа Германа Оскаровича, который возглавил компанию в 2007 году. История его реформистского правления описана в книге Евгений Ю. Карасюка «Слон на танцполе. Как Герман Греф и его команда учат Сбербанк танцевать». Основой для работы послужили десятки интервью, которые были взяты у действующих и бывших сотрудников банка, как рядовых, так и из руководящего состава.

Книгу не стоит считать жизнеописанием Германа Грефа на должности руководителя банка, внимание скорее концентрируется не на его личности, а на преобразованиях, которые он провел за прошедшие девять лет.

Начиная чтение, можно подумать, что автор будет критиковать предшественника Грефа Андрея Казьмина, но он этого не делает, более того автор отмечает, что Казьмину в 1996 году банк достался в совсем плачевном состоянии, но он сумел вывести его на высокий уровень и сделал ведущим банком России.

Большое внимание уделяется описаниям того, как менялся сервис банка. Четвертая глава называется «Тюрьма для денег», что, как несложно догадаться, наглядно описывает состояние, в котором пребывали офисы и отделения банка в середине нулевых годов. Эта проблема с самого начала волновала Германа Грефа и благодаря работе, которую он и его команда проделали за эти годы, офисы «Сбербанка» изменились до неузнаваемости и, что особенно важно, практически исчезли проблемы с очередями, поэтому посещение банка теперь не похоже на лишение свободы на неопределенный срок, а вполне оперативное мероприятие.

Еще одна важная тема - работа с персоналом. Подробно описываешься, как вдохновившись примером компании IBM, руководство «Сбербанка» внедряло проект «Биржа идей», который позволил рядовым сотрудникам доносить до руководства свои предложения по совершенствованию работы банка. Благодаря такой корпоративной демократии «Сбербанк» уже в первые два года действия проекта сэкономил больше 8 млрд. рублей.

Отсылка к IBM – не единственная в книге. Автор ссылается на передовые компании и исследований в области управления и психологии, что делает работу достаточно наукообразной. Но очевидно, что целью автора было написание книги для широкого круга читателей, поэтому не стоит опасаться сухого научного языка или множества непонятных терминов. Сама книга небольшая – всего 140 страниц вместе с примечаниями, поэтому может стать хорошим и необременительным чтением для всех, кто интересуется бизнесом, банковским делом и историей «Сбербанка».



← (Предыдущая статья)