Информационная картина дня россиянина через призму социологии

Информационная картина дня россиянина через призму социологии

Любопытный  документ опубликовал недавно  Левада-центр.  Вниманию читателей портала исследовательского учреждения представили отчет «Российский медиа-ландшафт: телевидение, пресса, интернет. (http://www.levada.ru/books/stal-dostupen-otchet-rossiiskii-media-landshaft-televidenie-pressa-internet). Сообщается, что  работа основана на данных более чем десятка различных опросов общественного мнения,  которые  впервые собраны вместе и в таком объеме.

Как пишут авторы,  акцент  в этом исследовании сделан на потреблении новостей. Они  констатируют,  что «телевидение является основным источником информации для большинства россиян, независимо от их места проживания, социального статуса или уровня образования, и эта картина мало менялась на протяжении последних лет». Однако у москвичей, а также жителей других  крупных городов, наиболее образованных и обеспеченных респондентов «информационные наборы» разнообразнее, чем у россиян в целом.

Отметим, что доверяют телевизору далеко не все, смотрящие его (в целом по России - около 50%  населения, в Москве – 65%). Все больше становится  тех, кто сомневается в объективности информационных программ на центральных телеканалах.

  «Во всем мире не доверяют телевидению около 50 % его зрителей» – подтверждает Сергей Ильченко, доктор филологических наук, доцент кафедры телерадиожурналистики СПГУ. Как считает эксперт,  сегодня,  в условиях информационной войны рассуждать об объективности информационных телепрограмм на центральных и любых других каналах бессмысленно».

Доверие зрителей, на взгляд Ильченко можно  вызвать только одним способом: используя собственные ресурсы и собственных журналистов для рассказа о том, что происходит. И, конечно, иллюстрируя  любой факт соответствующей «картинкой» (собственной).

О том же говорит и  Петр Годлевский, генеральный директор НТВ-Санкт-Петербург. «Чтобы увеличить доверие к своей информации,  любая служба новостей должна соблюдать основополагающие правила работы журналистов: опираться на факты, избегать шаблонов, предоставлять различные точки зрения и т.д».

Что касается изданий, то  за десять  лет в России заметно сократилось число регулярных читателей ежедневных газет. В  2003 году таких было 39%, в начале 2014-го – 28%.  Зато, постоянных читателей новостных сайтов в Москве  намного больше, чем читателей газет. (33% против 14%). В целом, количество  россиян -  активных пользователей интернета  за три года удвоилось.

«Причина – в отсутствии хороших источников информации в прессе – считает Григорий Кунис, издатель газеты «Мой район».  – В Москве нет городских современных и качественных ежедневных газет. Сайты предлагают лучший выбор, поэтому и собирают большую аудиторию».

Отчет, о котором идет речь,  опровергает как минимум две гипотезы.  Например, такую, что «телезрители» поддерживают власть, а «интернет-пользователи» – оппозицию.  Среди тех, кто пользуется интернетом, действительно больше граждан, интересующихся политикой, но это практически никак не сказывается на  их предпочтениях.

Не подтверждается и мнение о том, что «люди, узнающие новости из множества различных источников, более критичны в оценке происходящего».  Другое дело – какие именно источники. Есть связь между поддержкой конкретных оппозиционных кандидатов и регулярным чтением таких ресурсов, как сайт «Дождя», «Эха Москвы» и т.д.  Однако  подобные  СМИ могут изменить баланс мнений лишь тогда, когда  тема максимально обсуждается -  и в сети, и в реальной жизни.

На основании сравнения некоторых рейтингов утверждается,  что «качественные, аналитические СМИ, считающиеся независимыми, даже в интернете заметно уступают государственным аналогам по числу читателей, слушателей и зрителей».  Вывод авторов  звучит так: «Фактическая безальтернативность средств массовой информации в России является важным условием поддержания существующего политического порядка».

И вот здесь мнения наших экспертов разделились.

«Не разделяю точку зрения, что в России сегодня нет альтернативы государственным СМИ»  -  заявляет  Петр Годлевский.  Того же мнения придерживается и  Сергей Ильченко: «Система нынешних СМИ  позволяет пользоваться самыми разными источниками информации. А поддержание существующего политического порядка происходит не за счет запретов или выключения каких-либо медиа из информационного пространства, а за счет самоформирующейся консолидации общества в ситуации обострения отношений России с некоторыми странами Запада»

Издателю «Моего района»  вывод авторов оказался близок.

«Стратегия власти в последние годы  -  удержать бразды правления во что бы то ни стало. Это ее главная задача, а не эффективное управление -  утверждает Кунис.  - В ситуации монополизации мнений/информации, задачу по удержанию властных бастионов решать конечно же легче. Пример по Крыму и Украине очень хорошо показал, как  власть умеет пользоваться фактической безальтернативностью массовых каналов коммуникации».

Елена Петровская