«Толстым литературным журналам надо выйти из границ своих добровольных гетто»

«Толстым литературным журналам надо выйти из границ своих добровольных гетто»

Этим летом в Москве вышел первый номер нового литературного журнала «Носорог» с картиной неизвестного Воронежского художника на обложке.   Издание стало результатом совместной работы Кати Морозовой, Игоря Гулина и Кирилла Глущенко. Принципиальная позиция создателей – отсутствие интернет-версии журнала.  «Это сознательный ход. Только бумага, только хардкор», - объясняет Катя.

В интервью порталу ART1 журналистка и главный редактор «Носорога» Катя Морозова рассказывает, что должно начаться, что-то вроде журнального, зиновского бума. По ее словам, все немного устали от пресловутой интерактивности, сиюминутности и — как следствие — от короткого и быстрого чтения. «Если будет просыпаться потребность к интимному и закрытому от чужих глаз чтению, то в этом поможет только старая-добрая бумага, которая способствует установлению особого отношения с текстом», - передает слова Морозовой ART1.

Примечательно в журнале и то, что в нем будут публиковаться, как известные, так и безызвестные авторы. «…хотелось сделать из журнала такое демократическое (для текстов) пространство, в котором совсем нет разницы между автором с ощутимой репутацией и малоизвестным. То, что журнал не рассчитан исключительно на читателя из литературной среды, дает тут больше возможностей», - считает автор газеты «Коммерсант Weekend» Игорь Гулин.  На вопрос для кого создается данный журнал, авторы не ответили потому, как сами не знают и считают, что аудитория сформируется в процессе.

Появление журнала подобного формата еще любопытнее на фоне общего мнения о снижении спроса на журнальную печатную продукцию в целом. Специалисты признают, что в этой сфере дела идут плохо. Так, например Александр Маленков, главный редактор журнала Maxim, признался ЖурДому, что даже у глянцевых журналов наступило неблагоприятное время. У всех, кроме fashion-изданий.

Поэтому главред культурно-исторического журнала "Наше наследие" - Владимир Енишерлов считает, что появление подобного продукта на рынке «дело хорошее», но такой проект должен иметь очень мощного спонсора или другой источник серьезного финансирования, так как литературно-художественные журналы сегодня абсолютно некоммерческое мероприятие. Более того, Владимир настаивает, что успех издания возможен при совпадении таких факторов, как подача высококачественных текстов, при условии требовательной редакции и серьезным продвижением его в читательскую аудиторию. «Надо воспитывать читателя потихоньку. Надо продвигать этот журнал, представлять его, выезжать с ним в аудиторию - показывать. А если его отвезти в киоск и поставить в 5й ряд, то его никто не увидит. Должна быть активная и серьезная PR-кампания», - говорит ЖурДому Владимир Енишерлов. Он также сказал, что литературно-художественные  журналы потихоньку вымирают - их вытесняют книги (Прим.: сегодня довольно просто выпустить собственную книгу). Снижение качества литературы также значительно снизили интерес  публики к подобным изданиям, по словам Енишерлова.

Первый выпуск журнала Носорог вышел тиражом 707 экземпляров. Следующий планируется в 1000. Как рассказала нам Катя Морозова,  специальной программы продвижения у них нет. По словам редактора ставка делается на то, что появление нового литературного журнала — редкое событие, и определенное внимание ему будет обеспечено. «Толстым литературным журналам надо выйти из границ своих добровольных гетто и отправиться к той аудитории, которая хочет приблизиться к современной литературе, к тому, что в ней происходит», рассказывает Катя  Морозова.

Выжить литературному журналу в современных условиях будет непросто. Цифры настойчиво говорят о снижении спроса на рынке бумажных журналов. Газета Коммерсант передает исследование, согласно которому выручка от распространения физических копий и журналов в 2013 году упала на 10%. В ближайшие пять лет среднегодовое падение в сегменте бумажных журналов составит 2,8%. Компенсировать эти потери, по оценке PwC, способна продажа подписки на электронные версии изданий: у газет этот рынок за пять лет вырастет с $8 млн до $52 млн, у журналов — с $30 млн до $213 млн. Журнальный рынок также ждет резкое перераспределение рекламных доходов: выручка от рекламы в бумажных версиях упадет с $603 млн до $439 млн, а в сети — вырастет с $132 млн до $473 млн.

Оксана Солодовникова