Правила журналистов: Олег Кашин

Правила журналистов: Олег Кашин

Семь правил Олега Кашина

Работай на имя. Даже если тебе повезло с местом работы и с коллективом, ты — в первую очередь это ты и только во вторую член команды. Думай о том, как каждый твой шаг влияет на узнавание. Года работы достаточно, чтобы люди, которые тебе интересны, узнавали тебя в лицо и по имени, а не морщили лоб, вспоминая «того парня из какой-то газеты». Когда твой редактор уйдет в пиарщики РЖД, он не позовет тебя с собой, а если позовет, не ходи — торговля наркотиками, например, приносит еще больше денег, но это ведь не повод. И не верь, когда тебе говорят, что журналистика это не шоу-бизнес (хотя она именно что шоу-бизнес, и в ней надо становиться звездой), но и не спорь — пусть это будет твоим секретом, посторонним не обязательно знать о нем.

Учись смирению. Заметка о том, что в день праздника будет перекрыто движение по Моховой улице, должна быть самой важной в мире заметкой, если ее пишешь ты. Отнесись к ней как к стихотворению. Сделай так, чтобы редактор не смог, даже если бы захотел, убрать из нее хотя бы одну букву или переставить местами хотя бы два слова. Написать свой главный лонгрид ты еще успеешь. Заметка про перекрытие движения — тебе повезло написать именно ее, сделай так, чтобы ты мог ею гордиться, даже если под ней нет твоей подписи.

Не подражай. Нам не нужен второй Колесников, не нужен второй Соколов-Митрич, а второй Кашин вообще невозможен. Нам нужен первый ты. Прекрасно, что тебе нравится что-то из написанного до тебя, но это уже написано, и ухудшенная копия (а всякая копия — ухудшенная) не нужна никому, и прежде всего самому тебе. Попробуй писать так, как не писал никто. Есть вероятность, что получится хорошо, а если получится плохо, то больше шансов на успех со следующей попытки.

Сформулируй свою задачу. Зачем ты пишешь эту заметку? Даже формулировка «чтобы она понравилась редактору, и чтобы я со спокойной душой ушел пить пиво» — нормальная, главное, чтобы четко. Вообще старайся писать только о том, что интересно персонально тебе, только о том, о чем ты сам готов эмоционально разговаривать с друзьями и близкими в свободное от работы время. Если твоя карьера на той стадии, когда ты не сам выбираешь себе темы, то пускай «писать об интересном» будет твоей стратегической задачей. Она вполне решаема при любых стартовых условиях.

Придумай адресата. Должен быть один человек, которого ты имеешь в виду, когда пишешь текст — необязательно даже, чтобы он сам знал об этом, просто думай о том, что ты пишешь персонально для него. Это может быть мама, любимая девушка или даже кто-то из телевизора — разницы нет. Ты представляешь, что интересно этому человеку и на какой минуте твоего рассказа он начнет от тебя уставать. Удиви его именно на этой минуте, обрати его внимание на деталь, понятную только ему. Человеческих типов на свете не так много, как кажется, и, как бы ужасно это ни звучало, существует много людей, похожих на твою маму. Будет интересно ей, будет интересно им всем.

Думай о контексте. Если в сводке ГУВД есть новость о том, как студент из регионов топором убил пенсионерку, которая, по предварительным данным, зарабатывала тем, что давала деньги в долг под проценты — вспомни, не читал ли ты книгу с таким же сюжетом. Если читал, придумай, как обыграть это сходство. Эта новость при правильной подаче может стать вирусом, который распространится по всему интернету, и ты будешь тем самым парнем, который первым о ней написал. Кстати, книгу про студента с топором читали многие. Если не хочешь быть одним из многих, читай немодные книги — модные-то и так все читают, а быть носителем эксклюзивного знания всегда хорошо, и оно всегда пригождается.

Смотри в будущее. Сейчас ты самый молодой в коллективе — это здорово, но представь, что тебе сорок лет, а ты так и сидишь на пресс-конференции в старом свитере и тянешь руку, чтобы задать вопрос очередному замминистра, который моложе тебя. Придумай, каким ты хочешь быть через год, два или десять — чем ты занимаешься, сколько зарабатываешь, где живешь, как одет. Если ты не знаешь, чего хочешь, ты никогда этого не добьешься.