Дмитрий Михайлин: Надо отделить средства массовой информации от СМИ: первых поддержать, вторые пусть сами

Дмитрий Михайлин: Надо отделить средства массовой информации от СМИ: первых поддержать, вторые пусть сами

На встрече с Владимиром Путиным главреды федеральных изданий попросили президента защитить отрасль. По их мнению, необходимо вернуть в СМИ рекламу алкоголя, снять ограничения на рекламу БАДов и зафиксировать цены на бумагу. Даже если президент пойдет на встречу, это вряд ли что-то даст, - уверен медиа-эксперт Дмитрий Михайлин. Он убежден, что эффективная поддержка СМИ возможна только путем тонкой настройки отраслевого законодательства.

«С одной стороны, все правильно, - говорит Михайлин. – Я знаю вполне пристойные федеральные газеты, где реклама БАДов составляла до половины рекламного бюджета, а сейчас не составляет нисколько. В изданиях более высокого уровня эта же роль отводилась алкоголю. С другой стороны, снятие ограничений на их рекламу совершенно не означает автоматического потока рекламы. С чего бы, собственно, если рекламный рынок упал в принципе»?

Что касается фиксированных цен на бумагу, то это, убежден эксперт, маловероятная мера – просто потому, что ее невозможно осуществить. «В России даже цены на хлеб и молоко не фиксированные, потому что это невозможно ни технически, ни с точки зрения закона. Как государство может взять и зафиксировать цену на один из, причем не самый жизненно важный, вид товаров? Я уже говорю о мелованной бумаге – попробуй зафиксируй цену у иностранного производителя».

По мнению Дмитрия Михайлина, проблемы СМИ должны решаться более радикальными методами. «У нас все время речь идет о поддержке СМИ, но при этом, например, на газетно-журнальном рынке СМИ считается все, что угодно, имеющее соответствующее свидетельство о регистрации, - говорит эксперт. – Но я сильно сомневаюсь, что сборник кроссвордов – это средство массовой информации. А, говоря о поддержке отрасли, мы говорим и о его поддержке тоже. Не правильнее ли более тонко настроить законодательство, отделов СМИ от не-СМИ? Газетам и журналам выдавать свидетельство о регистрации СМИ, сборникам кроссвордов и гороскопов – свидетельство о регистрации печатного издания, гламурным и прочим журналам, в которых реклама составляет более 40 % площади – свидетельство о регистрации рекламного издания и так далее. И считать средствами массовой информации только те издания, которые имеют соответствующее свидетельство».
По той же логике, считает Михайлин, можно разделить телеканалы, радиостанции и интернет-ресурсы.

«Если они производят и транслируют собственный качественный контент в определенном объеме – это одна лицензия или свидетельство о регистрации. Если транслируют исключительно музыку, если это магазин на диване или эротический канал, если это агрегатор – то другая. Понимаю, что задача невероятной сложности - создать классификацию, но этим надо заниматься. И начать именно с печатных СМИ, потому что по ним кризис ударил сильнее всех и, с другой стороны, там более очевидны видовые характеристики».

Поддерживать, по мнению эксперта, государство должно только те СМИ, которые являются средствами массовой информации в полном смысле этого слова. Их, по подсчетам Михайлина, окажется примерно 20 процентов от общего количества зарегистрированных сейчас СМИ.

«И вот их, - продолжает Дмитрий Михайлин, - государство обязано поддержать всеми возможными способами. Причем, самый эффективный – это не гранты и субсидии, не фиксированные цены и даже не госзаказы. Самый эффективный способ поддержки СМИ – это полное освобождение их от налогов. Зачем забирать у издателя деньги, а потом возвращать ему же в виде субсидий? В таком масштабе снижения налогов до нуля государство просто не заметит. Платежи в фонды конечно, должны остаться, может быть, в сокращенном виде – это все-таки не про государство, а про людей.

Государство может обставить это массой условий – например, юрлицо в виде некоммерческой организации, аудиторные показатели, продолжительность существования и так далее – но самый эффективный путь – именно налоговый. Просто государство должно перестать делать вид, что поддерживает СМИ, и начать реально это делать. Точно так же, как оно поддерживает кино, театр, картинные галереи и другие общественно- и культурно-важные сферы деятельности», - заключает эксперт.