РБК: Как петиция против Касьянова попала в топ «Яндекс.Новостей»

РБК: Как петиция против Касьянова попала в топ «Яндекс.Новостей»

Новость о петиции за выдачу политику Михаилу Касьянову американского гражданства продвигалась искусственным путём, за написание такой заметки изданию «Лениздат» предлагали деньги, выяснило агентство РБК.

Главный редактор «Лениздата» Наталья Гончарова рассказала, что за рерайт новости о петиции редакции предлагали несколько тысяч рублей, при этом новость нельзя было помечать «на правах рекламы». По словам Гончаровой, редакция получила чёткие требования того, как должен быть оформлен текст. Сайту предлагалось написать заметку с общим посылом «американское гражданство в обмен на разбазаривание страны». В заголовок текста обязательно должны были входить слова «Касьянов», «гражданство», «петиция», а в тексте должны быть упомянуты интервью политика, поддержка санкций против России с его стороны и высказывание о том, что он мечтает вернуть Крым Украине, рассказала агентству Гончарова.

«Лениздат» отказался от предложения и публично написал об этом. Но на других сайтах новость вышла в рекомендованное время — с 8 часов утра 25 мая. В «Яндекс.Новостях» моментально сформировался сюжет «Петиция о выдаче Касьянову гражданства США собрала 12,5 тыс. подписей», включающий 287 новостей.

О том, как устроена схема продвижения подобных сюжетов, рассказали представители двух разных пиар-агентств. Они, в частности, заметили, что автором самой петиции на сайте change.org изначально был резидент Московской области, а не США, как заявлено теперь.

После формирования заказной петиции она продвигается через соцсети: закупается трафик, например, в сообществах во «ВКонтакте». После этого пиар-компании предлагают СМИ за деньги «подхватить» новость о петиции. Сотрудник одного из пиар-агентств сообщил, что составление пиар-плана подобной кампании обходится в 100 тыс. рублей, которые нужно перевести сразу, а вся раскрутка через петицию потребует в среднем от 250 тыс. рублей до 1 млн рублей.

В апреле стало известно, что лидер партии РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов и член федерального совета Владимир Кара-Мурза подготовили т.н. «список Немцова», куда вошли журналисты и руководители телеканалов, которые, по мнению Касьянова, занимаются провластной пропагандой. Против фигурантов списка предлагается ввести санкции и запретить им въезд в США.

В ответ на это в мае появилась петиция, где собирали подписи за предоставление Касьянову американского гражданства. Кроме того, депутат Госдумы Евгений Фёдоров 14 мая обратился в Следственный комитет с просьбой проверить визит Касьянова в США и завести на него дело за госзимену, напоминает yodnews.ru.

В октябре прошлого года стало известно, как мэрия Москвы создала около 200 сайтов для продвижения городских новостей и манипулирования рейтингом сервиса «Яндекс.Новости». Они писали одинаковые новости о деятельности мэра столицы, которые выводились в топ «Яндекса».