Студенты немецких факультетов журналистики: горячие сердца, пустые кошельки

Через работу в студенческих СМИ проходит чуть ли не каждый немецкий журналист. Недостаток опыта здесь искупают энергией и мотивацией. В СМИ, создаваемых студентами, все, почти как в солидных изданиях, кроме гонораров…

Почти каждый молодой журналист в Германии проходит сквозь горнила студенческих газет, где, искупая недостаток опыта энергией и мотивацией, он получает возможность впервые увидеть свою фамилию в печати. Будь то дрезденское издание Knackpunkt, франкфуртский Diskus, гамбурская газета Injektion или издание из Констанца под названием Dorfgeschwatz (в переводе - "деревенская болтовня"), молодым журналистам, в том числе и иностранцам, есть где заявить о себе и "отточить" перо. Дело за малым - позвонить в ближайшую редакцию и предложить свои услуги.

При этом, однако, следует учитывать пару нюансов. Так, некоторые студенческие издания находятся на балансе университета, чаще всего студенческого комитета AStA, что означает, что они должны обязательно освещать события местной университетской жизни, так сказать, не сильно отрываться от кампуса. Другие же держатся на плаву за счет рекламы и вынуждены обращаться к более широкой аудитории.

Оплачивается только рутина

Инго Барч

"Мы начинали как студенческая газета, а сейчас нас читают все - от мала до велика", - утверждает Инго Барч (Ingo Bartsch), главный редактор ежемесячника STUZ, который выпускают в Майнце. Издание STUZ существует за счет размещения рекламы, костяк его команды составляют студенты. Визитной карточкой STUZ являются учебная редакция и открытые летучки, поучаствовать в которых может любой, кто проявит интерес и инициативу.

STUZ предлагает пройти своеобразную школу журналистики - от написания анонсов, объявлений и маленьких заметок до настоящих репортажей. Однако, как бы ни был хорош материал, гонорара за него авторам здесь ждать не стоит. Журнал, который распространяется в регионе бесплатно, может позволить себе содержать лишь небольшой штат сотрудников. "Мы не платим за публикации, ведь они нужны самим авторам - для резюме или получения опыта, - говорит Инго Барч. - Но мы оплачиваем менее интересный и рутинный труд, ведь газета - это не только журналисты".

Плюсы сотрудничества с частным молодежным изданием лежат на ладони: можно испробовать свое перо, даже не будучи студентом журналистики, да и вообще студентом. Можно предложить - и получить - практически любую тему, можно, не стесняясь, учиться у старших коллег, ведь весь журнал держится на молодых, инициативных и неопытных. Да и попасть на страницы журнала STUZ куда легче, нежели получить место практиканта в профессиональной ежедневной газете, где еще не известно, доверят ли тебе что-то важное.

Приятная "обязаловка"

Студентам факультетов журналистики в немецких вузах, как правило, не обойтись без сотрудничества со студенческими СМИ, которые выпускаются на кампусе и финансируются вузом. Это то, что студент восьмого семестра факультета журналистики в Техническом университете Дортмунда Артем Максименко называет "обязаловкой".

В Дортмунде при университете выпускается студенческая газета Pflichtlekture, работает интернет-сайт, вещает радиостанция и собственный телеканал. Сотрудники - на 90 процентов студенты. Каждый из них еще в начале учебы выбирает подходящий ему способ заявить о себе. Но и перейти с газеты на телевидение - не проблема.

артем максименко

Денег тут тоже не платят: работа в университетских СМИ - часть учебной программы для студентов-журналистов. Однако Артем Максименко указывает на то, что наиболее интересные материалы можно предложить в местные СМИ, где за публикации предлагают неплохое денежное вознаграждение. Интересно, что студенты имеют возможность попробовать себя и в роли начальства: старшекурсники работают редакторами и заведуют теми или иными рубриками.

Иностранцы "пользуются уважением"

Ну а студенты-иностранцы на факультетах журналистики - давно привычная картина. Акцент и происхождение далеко не так важны, как мотивация и энергичность. "Припоминаю случай, когда несколько девушек-иностранок из-за сложностей с языком оставили работу с текстами и перешли в рекламный отдел или в отдел обработки фотографий, - говорит Артем. - Но обычно никаких проблем нет". Самому Артему тот факт, что немецкий у него не родной, ничуть не мешает работать редактором и пользоваться уважением коллег помоложе.

"То, что мы здесь делаем, нам вряд ли позволили бы испробовать в серьезных изданиях, - говорит он. - Мы можем браться за любую тему или историю, без ограничений, можем полностью выразить свою креативность". И даже если журналистикой во время учебы заработать сложно, к концу курса обучения студент приобретает солидный багаж знаний и публикаций.

"Студенты" против "учащихся"

Если издание находится "под крылом" университета, это приносит определенную уверенность в завтрашнем дне: не надо гоняться за рекламодателями и думать, как профинансировать очередной номер. Однако не стоит списывать со счетов и ограничения. Так онлайн-издание Info-parkour, подведомственное Гамбургской высшей школе прикладных наук, рискует остаться без гроша из-за конфликта редакции со студенческим комитетом AStA, сообщает интернет-сайт газеты Die Zeit. Именно AStA финансирует проект, выделяя на него ежегодно 30 тысяч евро.

Из-за чего разгорелся спор? Редактор издания требует от своих журналистов употреблять слово "студенты" (Studenten), когда речь идет, собственно, о студентах. AStA настаивает на более политкорректной форме - "учащиеся" (Studierende). Ведь под немецким словом "Studenten" обычно подразумеваются студенты-мужчины. Слово " Studierende" обозначает студентов как мужского, так и женского пола, а AStA считает одной из своих главных задач борьбу за равноправие полов. Так, казалось бы, филологический спор может привести к тому, что одним студенческим изданием станет меньше.

Автор: Дмитрий Вачедин
Редактор: Виктория Зарянка

Источник: DW-World.de